«Курск»: тайны трагедии, которую можно было предотвратить?
12 августа 2000 года стало чёрным днём в истории российского подводного флота: атомная подводная лодка К-141 «Курск» затонула в Баренцевом море, унеся жизни 118 моряков. Основная версия катастрофы — взрыв торпеды на борту. Но почему это произошло? Почему не удалось спасти выживших? Эти вопросы до сих пор остаются без окончательного ответа.
В 11:28 на крейсере «Пётр Великий» гидроакустики зафиксировали мощный взрыв, после чего судно ощутило сильный толчок. Однако командир корабля, капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, не придал инциденту должного значения.
Субмарина «Курск» должна была всплыть и выйти на связь в 17:30, но этого не произошло. Уже к вечеру, в 23:00, стало ясно: связь с подлодкой окончательно потеряна. Только в 04:51 следующего дня гидроакустическая аппаратура крейсера обнаружила «Курск», лежащий на дне моря на глубине 108 метров.
Пропустили ли шанс спасти экипаж?
Россия отказалась от помощи, предложенной британскими и норвежскими флотами, несмотря на критическую ситуацию. Первоначальные сообщения российского адмиралтейства утверждали, что почти весь экипаж погиб сразу после взрыва. Однако 21 августа, во время работы норвежских и российских водолазов, были найдены 24 тела в девятом отсеке лодки. Среди них находилась записка капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, где он перечислил имена 23 моряков, которые оставались живыми в течение какого-то времени после взрыва.
Провал спасательной операции
Северный флот начал спасательные работы 13 августа, которые длились до 24 августа. Но усилия оказались тщетными. Могли ли иностранные спасатели сделать больше? Могло ли оперативное принятие помощи спасти жизни?
Этот случай остаётся символом трагедии и спорных решений, ставших причиной гибели всей команды «Курска».