🚩👒 👜 «ЖЕЛЕЗНАЯ БАБУШКА» СОВЕТСКОГО СОЮЗА
⠀
Круглое морщинистое лицо, добродушная улыбка, волосы, убранные в пучок, и платье-халат — такой Нина Петровна ХРУЩЁВА запомнилась многим.
Пока её супруг стучал по трибуне ботинком и грозился показать Америке «кузькину мать», она занималась домом, воспитывала детей, заботилась о многочисленных родственниках.
Но так ли проста была эта «советская бабушка» на самом деле?
За образом рачительной домохозяйки скрывалась женщина со стальным характером, стоик, аскет и несостоявшаяся карьеристка, бросившая работу ради семьи. Её крепким нервам можно позавидовать.
Впрочем, как и терпению её домочадцев.
⠀
Нина Хрущёва первой из жён советских генеральных секретарей по-настоящему вышла в свет — представлять своего супруга и страну перед всем миром.
Но появление это было противоречивым.
Одни злословили, другие разглядели в ней нечто большее, чем просто непрезентабельную пожилую женщину.
Особенно контрастные впечатления вызвала встреча Хрущёвых с четой Кеннеди в Вене в 1961 году.
Рядом с элегантной, молодой и яркой Жаклин, одевавшейся у Олега Кассини, Нина Петровна в платье от Нины Гупало (пусть даже и шёлковом, но окрещённом как «халат») смотрелась, по выражению газетчиков, «русской матушкой» и «babushka», только что сварившей внукам борщ; а кто-то даже написал, мол «Хрущёва выглядит так, как будто сам Никита Сергеевич юбку надел».
⠀
Немногие оценили Хрущёву не по одёжке.
Лишь некоторые журналисты писали, что она кажется мудрой и вызывает уважение, и заметили «очень доброе лицо» супруги советского лидера (несмотря на «всё пережитое»).
Зато — и это, пожалуй, дорогого стоило — Кеннеди отлично знали, как обманчиво первое впечатление.
Жаклин не только считала Нину Петровну куда более уместно и прилично одетой, чем вульгарные дамы высшего света США, но и разглядела в её облике тонкий политический ход: «Хрущёвы просто играли чету пожилых, умудрённых опытом родственников, приехавших учить молодого выскочку, решившего поиграть в политику».
К тому же, советской первой леди полагалось демонстрировать свою близость к народу, а уж убедить американцев и европейцев в том, что она не лыком шита, она могла и без богатых нарядов: Нина Хрущёва обладала знаниями в области политики и экономики, хорошо знала английский язык и могла также изъясниться по-французски и по-польски.
По уровню образования она не только не уступала супругу, но превосходила его.
⠀
Нина Петровна Хрущёва (Кухарчук в девичестве) родилась
14 апреля 1900 года в Васылюве, Томашевский уезд, Люблинская губерния, Царство Польское,
Российская империя в небогатой крестьянской семье. В детстве говорила по-украински, а русскому языку научилась уже в школе. В 1920 г. вступила в РСДРП (б) и стала работать агитатором близ польского фронта (т.е. рисковала жизнью), а затем возглавила женскую секцию украинской компартии.
Природная смекалка и стремление к учёбе привели её в Московский коммунистический университет, из которого Кухарчук вышла партийным преподавателем.
Это её тяга к общественной деятельности и знаниям привела когда-то Хрущёва в Москву, а её преданность помогла ему достичь вершины.
В этом и заключалась историческая роль Нины Петровны Кухарчук.
⠀
В 1922 г. она и молодой рабфаковец познакомились на курсах политической грамоты: она преподавала на Рутченковской шахте, а он был слушателем.
Вскоре они сблизились и стали жить вместе.
Через несколько лет, несмотря на бытовые хлопоты и заботу о детях (в том числе детях Никиты от первого брака — Юлии и Леониде), она отправилась изучать политэкономию в московский Пединститут им. Крупской, а потом по распределению начала читать лекции в Киевской партшколе.
Нина Петровна подала мужу хороший пример — в 1929 г. Хрущёв поехал в Москву и поступил в Промышленную академию, где познакомился с Надеждой Аллилуевой (женой Сталина) и где в 1930-е гг. взлетела его карьера.
⠀
Кухарчук, которая в коммунизм верила больше мужа, по-прежнему занималась агитацией и пропагандой — то на Московском электроламповом заводе, то ещё где-то, потом выполняла поручения Молотовского райкома Киева и вместе с тем вела домашнее хозяйство.
Во второй половине 1930-х, когда родился сын Сергей, Нина Петровна ушла с работы, чтобы успевать растить трёх маленьких детей и служить «крепким тылом» для мужа.
⠀
Хотя Кухарчук отдала себя полностью домашним делам, в доме Хрущёва, как правило, была тяжёлая атмосфера, душная.
Суровая эпоха наложила на характер хозяйки отпечаток.
Бедное детство, крестьянская жизнь, война, работа на заводе, тиф, жизнь в страхе в годы Большого террора и позднее…
Всё это сделало Нину Петровну строгой.
На людей простых она, бывало, смотрела свысока, часто была холодна с родственниками (и вообще с людьми), придавала слишком большое значение бережливости (охрана даже позднее прозвала её «Коробочкой» — именем персонажа гоголевских «Мёртвых душ»).
⠀
Зять Хрущёва Алексей Аджубей рассказывал, какие правила в доме установила Нина Петровна: «Не задавай ненужных вопросов!
Не суй нос в разговоры, которые тебя не касаются!».
«Родственная душевность проявлялась мало…
Пожалуй, не было её и между детьми.
Повзрослев, все они разбежались в разные стороны», — вспоминал Аджубей.
При детях (а их всего насчитывалось 6) Нина Петровна звала супруга «Никита Сергеевич» или «отец», а провинившийся мог получить пощёчину.
Нехватку душевного тепла вспоминала и дочь Рада — по её словам, мать «считала заботу о семье своим партийным долгом и ввела в семье партийные порядки»: дисциплина, экономия, ответственность.
Но злой она не была.
⠀
Любовь Нины Петровны к домочадцам чаще проявлялась не в словах или объятиях.
Детей она водила в кино и театры, читала им, заставила учить английский язык и заниматься музыкой, не давала бездельничать, учила уважать чужой труд.
Все были сыты и чисто одеты.
На вспыльчивого мужа Кухарчук с её сильным, уверенным характером оказывала уравновешивающее воздействие, поддерживала и, вероятно, уберегла его от многих поспешных ошибок, помогала советом (когда он стал первым секретарём ЦК КПСС, «придворные» знали, что супруга начальника имеет на него влияние и временами обращались к ней.
⠀
В 1964 г. Н.Хрущёва отправили в отставку.
Жена помогла ему это пережить — в 1965 г. взяла его фамилию, потом набирала на машинке его мемуары, которые в какой-то момент стали новой жизненной задачей подавленного Никиты Сергеевича и, наконец, старалась не подавать виду, что случилось что-то плохое (не зря падчерица Юлия описывала мачеху как «железную леди»).
Об этом вспоминал сын Сергей: «Как всегда, жизнью дома руководила мама.
Она успевала везде, следила, чтобы все были накормлены, чтобы отец надел свою неизменную чистую белую рубашку, а вещи не расползлись с привычных мест.
Всё это она делала с надёжной, доброй улыбкой на круглом лице.
Казалось, что никакой катастрофы не произошло — просто ЦК принял очередное решение, на сей раз об отставке её мужа, и она, как всегда, приняла его к исполнению.
Мама привыкла беспрекословно подчиняться этим решениям, всегда регламентировавшим нашу жизнь.
Только через много лет, когда отца уже не было в живых, она как-то рассказала мне о своих переживаниях».
⠀
Когда врачи сообщили о смерти Хрущёва, Нина Петровна горько рыдала — редкий случай, когда она дала волю чувствам при окружающих.
После кончины Никиты Сергеевича она поселилась на даче, занималась садом, последние годы доживала в скромном доме в пос. Зубовка под Москвой. Тогда-то она и обронила слова о том, что «не видала настоящей жизни» (что это значило? какие упущенные мечты? кто знает…).
Здоровье в начале 1980-х гг. стало сдавать, постепенно Хрущёва ослабела так, что уже едва могла ходить и прогуливаться по садовым дорожкам.
А потом слегла и полгода пролежала в больнице.
Н.П.Хрущева пережила мужа (умер в 1971 году) и дочь Елену (умерла в 1972). Скончалась 13 августа 1984 года на 85 году жизни. Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы рядом с супругом.
А. Н. Шелепин вспоминал о ней: «Нина Петровна, жена Хрущёва, очень скромная, всегда в стороне, никуда не лезла, никем она не командовала. В этом отношении такой же была и жена Брежнева. Нина Петровна бывала иногда на приёмах, но очень редко и вела себя скромно».
Знавшая её вдова В. В. Гришина вспоминала, что та «интересовалась искусством: посещала театры, выставки, концерты»; характеризовала её как «умную женщину».
***
Нина Хрущева. Женщина, которая не боялась быть собой — даже рядом с Генсеком
Когда-то она тайно вступала в партию, агитировала на польском фронте и преподавала политэкономию на шахтах Донбасса. А позже рядом с ней будет сидеть сам президент США, кланяться ей премьер Индии и улыбаться «железная» Маргарет Тэтчер.
Нина Петровна Хрущёва — первая леди СССР, которая никогда не была «декорацией». Она шла рядом с Никитой Хрущёвым не как тень, а как равная.
Родители Нины являлись простыми крестьянами. В 9 лет, девочка пошла в сельскую школу. Позднее, в 12 летнем возрасте, приехала с семьей в город Люблин, где поступила в местную гимназию. В период Первой мировой войны жила в городе Холм, где служил отец.
Далее по ходу войны, девушка поступила на казенный счет в холмское Мариинское женское училище, с которым позже уехала в эвакуацию в город Одесса.
В начале 1920 года, Нина подпольно вступила в ВКП(б), а в июне по партийной линии, направлена в качестве агитатора на Польский фронт. Затем, в образованном в том же году ЦК компартии Западной Украины, девушка заняла должность заведующей отделом по работе среди женщин. Позднее, отправилась для прохождения обучения в Коммунистический университет имени Свердлова, находившийся в городе Москва.
Летом 1921 года, Кухарчук направили преподавателем в губернскую партийную школу на Донбассе, в город Бахмут. В начале 1922 года, Нина тяжело переболела сыпным тифом, но уже летом того же года, партийный руководитель Серафима Гопнер устроила девушку на работу на губернские курсы учителей в городе Таганрог.
Далее, осенью Нина прибыла в Юзовку в качестве преподавателя окружной партийной школы, где и познакомилась с Никитой Хрущевым, ставшим впоследствии мужем. Позже, Никита и Нина вместе работали на Петровском руднике Юзовского округа.
В 1926 году, Нина Хрущева вновь отправилась в город Москва, на учебу в Коммунистическую академию имени Крупской, на отделении политической экономии. По окончании обучения, назначена на должность преподавателя в Киевскую межокружную партийную школу.
С 1930 года, Никита Сергеевич Хрущев работал в городе Москва, куда впоследствии переехала вся семья, включая детей от первого брака, живших с ними, а Нина Петровна устроилась работать на Московский электрозавод имени Куйбышева, где являлась членом парткома и руководила отделом агитации и пропаганды. На заводе, Хрущева проработала до 1935 года.
В 1938 году, Хрущевы вернулись в город Киев, где Никита Сергеевич занял пост первого секретаря ЦК КП(б) Украины. Позднее, в период Великой Отечественной Войны, Нина Петровна находилась с детьми в эвакуации, в городе Куйбышев.
После смерти Сталина, когда Никита Сергеевич фактически возглавил Советский Союз и КПСС, являлась «первой леди» государства.
Участвовала в зарубежных поездках Хрущева, встречалась с первыми лицами других государств и женами высокопоставленных чиновников, что до того момента в СССР не практиковалось.
Нина не превратилась в даму в бриллиантах. Она не носила роскоши, не ходила по приёмам с высоко поднятым носом. Она просто… была. Со своей сдержанной теплотой, своей скромностью и силой. Именно с ней он ездил в США, именно она встречалась с Жаклин Кеннеди и помогала Никите Сергеевичу держать удар в напряжённых международных визитах
Нина Петровна была тем самым плечом, на которое можно было опереться. Она не стремилась к славе, не вмешивалась в политику, но знала: за каждым сильным мужчиной — стоит женщина, которая держит небо над его головой.
После отставки Хрущёва она жила тихо. Без интервью. Без мемуаров. Без жалоб. С достоинством. С болью утраты. Но несломленная.