🇷🇺 🏛🩰🌟🥀 ДВЕ ЯРКИЕ ЗВЕЗДЫ : ЖИЗНЬ И ОБЩАЯ СУДЬБА
Премьер Мариинки, заслуженный артист России Владимир Андреевич Шкляров через 47 лет повторил судьбу гения балета Юрия Владимировича Соловьева.
25 ноября 2024 года девять дней, как Володя ушёл от нас навсегда в возрасте 39 лет.
Выступления «космического Юры» сравнивали с полетами Гагарина в космос, его жизнь оборвалась тоже в один миг.
Юрий Соловьев, фото 1
Все воскресенье после трагической новости 17 ноября 2024 года петербуржцы несли цветы к служебному входу Мариинского театра. Алые розы и гвоздики, нежные, замерзающие на ветру лилии, в центре временного мемориала зажженные свечи и черно-белый портрет Владимира Шклярова. Из этих дверей премьер Мариинского театра вышел после репетиции несколько дней назад, еще не зная, что это было в последний раз. Его не стало ночью 16 ноября.
Владимир Шкляров, фото 2
Версий вокруг его гибели сейчас выдвигается много: талантливый танцовщик переживал тяжёлую депрессию после развода с женой, балериной Марией Ширинкиной и это привело к тому, что он подсел на запрещенные препараты. Именно борясь с зависимостью, он попросил запереть его дома, но потом решил выбраться из квартиры через балкон и упал с пятого этажа. Другие, близко знавшие Шклярова, называют эту версию наветом, говоря о нелепой случайности — танцовщик вышел на воздух покурить и сорвался. Третьи выдвигают версию, что так талантливый премьер решил покончить с тем, что довело его до черной, глубокой тоски. Говорят, что В.Шкляров в последние месяцы переживал тяжелый возрастной кризис.
Он родился 9 февраля 1985 года и не дожил до своего 40-летнего юбилея несколько месяцев. У него остались сын и дочь.
Владимир Шкляров, Диана Вишнева, фото 3
Да, был на пике формы, да, лучшие партии были его, но глубоко внутри он понимал, что подходит к пределу возраста, надо идти куда-то дальше. Но куда? В педагогике Шкляров себя не видел, он мог дышать только сценой. Как мог когда-то другая яркая звезда ленинградского балета Юрий Соловьев, чью судьбу по аналогии с трагедией Володи Шклярова в последние дни вспоминают не раз.
Юрий Соловьев и Габриэлла Комлева, фото 4
Юрий Соловьев был поцелованным Богом. Он родился 10 августа 1940 года, взлетал под потолок землянки в три года в эвакуации, куда маму Соловьева вывезли из блокадного Ленинграда, показал идеальное фуэте, когда родительница привела его на прослушивание в хореографическое училище Вагановой и вспыхнул звездой, когда исполнил соло Раба из «Павильона Армиды» в школьном спектакле. Казалось, он был создан для танца и был органичен в нем — высокий прыжок с секундным зависанием в воздухе, отточенные антраша, бешенные вращения и двойные туры в воздухе. Соловьев не танцевал, он отменял законы физики. Сейчас бы его назвали «человеком-машиной», но именно его упертость в достижении целей, мешала ему поймать язык танца, его магию, душу. Постановщики хотели, чтобы Соловьев не просто летел над сценой, чтобы он над ней жил.
Юрий Соловьев в балете «Икар», фото 5
То, что виртуозно получалось у другого солиста Кировского театра — Рудольфа Нуреева. Между ними постоянно шло негласное соревнование и выигрывал всегда Руди. Легко жить на сцене, а вот умирать, тут талант нужен.
Рудольф Нуреев, фото 6
И Ю.Соловьев готов был смириться со вторым местом, если бы в начале 1960-х балет не подвергся резкой реформации. Пришедшие в Кировский театр хореографы Игорь Бельский и Юрий Григорович провозгласили самодостаточность танца. Это избавило автора феноменального 1,5-метрового прыжка Соловьева от тягостной необходимости «играть» и «переживать» и привело к тому, что постановщик Игорь Бельский решил ввести в главную партию Юноши в своей «Ленинградской симфонии» именно соперника Нуреева — Соловьева. Постановку ставили почти подпольно, вне плана, в нерабочее время, под магнитофонную запись. Игралось трудно, ломалась вся балетная система, где на сцену впервые выводился чистый символизм, но первый показ ошеломил всех.
Юрий Соловьев в роли Садко, фото 7
Позже эту новаторскую премьеру Бельского назовут символом балетной оттепели, главный референсом которого станет прыжок-взлет Юрия Соловьева. Про его партию газеты напишут «прыжок космического Юрия». Премьера в театре оперы и балета им. Кирова прошла через два дня после полета Ю.А.Гагарина в космос.
Критики описали тип русского молодца: «В спокойной, плавной силе его движений вставал образ воли, широкой и доброй». Хотя круглолицый, русоволосый богатырь Соловьев если и кого-то изображал, то только себя».
А дальше грянул скандал: прогремевшую на весь Союз «Ленинградскую симфонию» решили показать и за границей, Кировский театр отправился в Париж на гастроли. Здесь Нуреев совершил побег и попросил политическое убежище.
«Соловьев бы так не сделал», — будут шептаться в труппе. Не сделал. Соловьев был слишком благонадежен, верен, прост. Побег Нуреева автоматически превратил танцовщика номер 2 в премьера Кировского театра, и чтобы смягчить скандал с Рудольфом, руководство театра организовала беспрецедентную рекламу «космическому Юре».
Он, как всегда, не подвел. Парижане искупали русского богатыря в овациях, а через два года здесь же, он получил французскую «Золотую звезду».
Юрий Соловьев на гастролях, фото 8
В начале 1970-х во время гастролей за границей сбежит из гостиницы Наталья Макарова, спустя еще три года попросил политического убежища в Канаде Михаил Барышников, уедут Валерий Панов, Галина Рагозина. Именно в это время Ю.Соловьев станет народным артистом СССР. Все такой же надежный, спокойный, чуждый рефлексии. В 1971 году столичные хореографы Наталья Касаткина и Владимир Васильев решили поставить в Кировском «Сотворение мира» по рисункам Жана Эффеля. Ю.Соловьев должен был играть роль Бога, но поклонники балета ждали, что «космический Юрий» гениально исполнит сам себя.
Но в первой же партии что-то случилось: Бог в белых одеждах, в парике и бороде был глуп, наивен, азартен и сверхартистичен. Вот он мудрый старец, который снисходительно смотрит на суету мира сверху, а вот опять веселый юноша, который только ступил на дорогу жизни.
«Космический Юра прыгнул выше себя», — напишут с утра рецензии.
«Сотворение мира» оказалось последней большой премьерой Соловьева и венцом его карьеры. Возраст отнимал силы, не было уже того левитирующего прыжка, не было сил на длину танца, падало дыхание, Юра устал. В 36 лет он считал себя «выброшенным на обочину» даже в своей семье: его жена и дочь тоже посвятили свои жизни балету. «Я прихожу домой, а жена и дочь лежат в шпагатах перед телевизором», — рассказывал он друзьям.
12 января 1977 года Юрий уехал на дачу и застрелился из охотничьего ружья. Здесь его нашли спустя сутки мертвым.
«Космического Юра» похоронили на Серафимовском кладбище в Ленинграде. На его могиле стоит памятник, где артист изображен в партии Гения вод из спектакля «Конек-Горбунок».
21 ноября 2024 года Володю Шклярова похоронили на Смоленском кладбище тоже в Санкт-Петербурге.
Владимир Шкляров, фото 9
Два великих танцора Мариинки не оставили потомкам предсмертных записок и унесли тайну смерти с собой. Но память о них осталась в сердцах тех, кто любил их и великий русский балет.
КСЕНИЯ АЛЕКСЕЕВА