7(19) января 1865 года родился художник, которого друзья звали..

7(19) января 1865 года родился художник, которого друзья звали Антоном. Хотя настоящее его имя – Валентин Александрович Серов. Дело в том, что в детстве родители называли сынишку Валентошей, позже Тошей, а уже в Абрамцево он превратился в Антона.

Родился будущий художник в семье известного композитора Александра Серова. В доме бывали знаменитые музыканты, писатели и художники: Стасов, Тургенев, Достоевский, Островский, Репин, Ге, Антакольский. Семья много путешествовала, и в Швейцарии в гостях у Вагнера маленький Тоша играл с дочкой великого композитора.
Но отец Серова рано умер, а его мама Валентина Семёновна была из тех прогрессивных женщин своего времени, которые не готовы были заниматься только семьей. Впоследствии она стала первой в России женщиной-композитором. И пока она училась музыке за границей, мальчик был вынужден жить на попечении её приятельницы в коммуне, где и проявилась его любовь к рисованию. Тогда мать забрала его к себе в Германию. В Мюнхене Тоша учился рисованию у Карла Кёппинга, а затем в Париже его преподавателем стал друг семьи Илья Репин, который разглядел талант в своем ученике.

«…Искусство Серова подобно редкому драгоценному камню: чем больше вглядываешься в него, тем глубже он затягивает вас в глубину своего очарования. Вот настоящий бриллиант. Сначала, может быть, вы не обратите внимания: предмет скромный, особенно по размерам; но стоит вам однажды испытать наслаждение от его чар — вы уже не забудете их. А эти подделки колоссальных размеров, в великолепных оправах, после истинных драгоценностей вам покажутся грубыми и жалкими…» – Илья Репин.

А уже в 10 лет Валентин Серов оказывается в гостеприимной семье Саввы Мамонтова. Художник считал Елизавету Григорьевну Мамонтову своей второй мамой. Да и в Абрамцево к мальчику относились как к собственному шестому ребенку.

Валентина Семёновна Серова признавалась: «До своей женитьбы, до семейного собственного очага, Тоша искал уюта, теплоты в чужих семьях, отогревался у чужих очагов. Я не могла ему создать постоянной семейной обстановки»

В Академию Художеств Серов поступил, когда ему ещё не было и 16 лет, но так и закончил обучение, не выдержав рутины. Его постоянно мучали сомнения, ведь живопись давалась ему не просто. Так ту работу, что его сокурсник и друг Михаил Врубель выполнял за один сеанс, ему приходилось писать целую неделю.

Вот и свой самый известный шедевр – портрет Веры Мамонтовой – он пишет больше месяца. Художнику в это время 22 года, а дочери Мамонтовых – 12. Небольшой разницей в возрасте и искренней дружбой объясняется то, что художнику удалось уговорить энергичную девочку ежедневно позировать по несколько часов.

«Девочка с персиками» считается первым произведением русского импрессионизма. Картина будет высоко оценена Павлом Третьяковым, но она станет подарком автора семье Мамонтовых, где и останется до революции, пока Савва Мамонтов не будет вынужден распродать свою коллекцию.

А вот следующую знаковую работу Валентина Серова – «Девушка, освещенная солнцем» – Павел Третьяков приобретет в своё собрание за триста рублей. Моделью для этой работы стала двоюродная сестра художника – Мария Яковлевна Симонович. Над картиной художник работал в течение трех месяцев в имении Домотканово, пока уставшая модель не сбежала в Петербург.

Сам художник будет считать эту картину лучшей своей работой. Стоя перед ней в Третьяковке в 1911 году Серов скажет: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».

На триста рублей, полученных за картину, художник сыграет скромную свадьбу с Ольгой Трубниковой, воспитанницей семьи Симоновичей, рано оставшейся без матери. Со своей будущей женой художник познакомился у Симоновичей ещё в 1880 году, а когда им было по 19 лет юноша и девушка признались друг другу в любви. И целых 5 лет этот роман оставался лишь в письмах, пока Серов не смог начать содержать семью.

Когда будущий жених познакомил Павла Чистякова, своего преподавателя в Академии художеств с Ольгой Трубниковой, учитель сказал: «С такого лица только ангелов писать».

И Серов, как мастер портретного жанра, написал шесть портретов своей жены, самый известный из которых – «Летом».

Это был счастливый брак. Ольга Трубникова имела не только ангельскую внешность, но и ангельский характер. Она стала прекрасной женой и матерью шестерых детей. Картину «Летом» Серов написал в 1895 году в Домотканово. Здесь же он пробует себя и в жанре пейзажа, создав полотно «Октябрь. Домотканово». Благодаря этой работе, положившей начало «крестьянскому циклу» в творчестве художника, Серова примут в Товарищество передвижников.

После женитьбы Валентин Серов очень много работал. Чтобы содержать семью, он берет множество заказов. К нему выстраивается очередь из желающих иметь портрет его кисти. У художника нет своей мастерской и ему приходится писать портреты заказчиков у них дома. Поэтому Серов в шутку сравнивает себя с врачом, который ездит по вызовам.

Кстати, работы Серова были недорогими по сравнению с картинами других художников. Он снизил цену после того, как один из заказчиков заболел, узнав во сколько ему обойдется портрет.

Помимо чиновников, купцов и промышленников, художник создает и портреты известных личностей: Шаляпина, Римского-Корсакова, Лескова, Горького, Ермоловой, Дягилева, Бальмонта, Левитана, Остроухова, Репина, Сурикова и других.

Для примера расскажу о портрете его лучшего друга Константина Коровина. Они познакомились в Абрамцеве и очень быстро сблизились. Их будет связывать не только общее увлечение импрессионизмом, но и совместные поездки, общение и уважение к таланту друг друга. Неразлучных друзей Савва Мамонтов в шутку называл «Серовин и Коров».

Этот портрет кисти Серова считается наиболее правдивым изображением Константина Коровина. Художник запечатлел своего друга в его мастерской в Пименовском переулке. Взъерошенные волосы, непринужденная поза, лукавый взгляд как нельзя лучше отражают жизнерадостный и импульсивный характер самого известного русского импрессиониста.

Известность Серова как портретиста доходит и до царской семьи. Его приглашают во Дворец для написания парадных портретов Романовых. И художник создаст целую серию таких работ, пока не случится одна история, после которой Серов скажет: «В этом доме я больше не работаю».
Во время сеанса художника над портретом Николая II, который смиренно позировал Серову, в комнату зашла императрица Александра Федоровна и сделала мастеру замечание: «Мне кажется, вы допустили погрешности в рисунке лица. Смотрите, здесь слишком широко, а подбородок надо чуть поднять». На что портретист ответил: «Я полагал, что все же умею писать лица. Вы же, ваше величество, не рискнете завершить эту работу вместо меня?».

С тех пор, как ни уговаривали Серова вернуться в царский дворец, он этого не сделает. Но сделает копию этого злополучного портрета императора, которая теперь и находится в собрании Третьяковской галереи.

Также очень сильное впечатление на художника произведут события 9 января 1905 года, когда он станет свидетелем расстрела безоружных людей. После этого ужаса, как он сам назовет эту расправу, Серов станет ещё более замкнут и покинет Академию художеств, которой руководил Великий князь Владимир Александрович, отдавший приказ стрелять.

Известно, чтобы сделать достоверные иллюстрации к басням Крылова, художник даже специально забирался на огромную ель и делал зарисовки с «высоты птичьего полета». Видимо представлял себя той самой вороной.
А в работе «Купание лошади» изображен сын художника Александр и лошадь по имени Риллика. Картина была написана на берегу Финского залива и радует нас своим солнечным настроением.

Постепенно Серов разочаровывается в идеях Товарищества передвижников и присоединяется к движению «Мир искусства». Идеи символизма, фовизма и модерна нашли свое отражение в картине «Похищение Европы».

В 1907 году художник вместе с Львом Бакстом путешествовал по Греции. Где у него и возник замысел новой работы. Картина, написанная на сюжет из греческой мифологии, обладает всеми чертами модного тогда модерна: плоское изображение, обобщенность форм и декоративное сочетание цветов.

Что интересно, художник так и не решился показать эту работу своим друзьям. Зритель увидел её уже после смерти художника.

Ну а «Портрет Иды Рубинштейн», написанный в том же году и тоже в стиле модерн, публика увидела. И Илья Репин назвал изображенную на нем танцовщицу «гальванизированным трупом».

Сейчас это произведение считается выдающимся образцом русского модерна. Художник сумел очень точно передать тот образ, который создавала Ида Рубинштейн на парижской сцене, исполняя партии Клеопатры и Шехеразады в балетах Дягилева. Часто танцовщица представала перед публикой полуобнаженной, и это не смущало зрителей. Но картина Серова вызвала целый шквал критики, её даже требовали убрать из музея Александра III (Русский музей), для которого она была приобретена в 1911 году на выставке «Мира искусства».

20 октября 1911 года художник напишет в письме Марии Цетлин: «…Остроухов мне, между прочим, говорил о Вашем намерении приютить у себя бедную «Иду мою Рубинштейн», если ее, бедную, голую, выгонят из музея Александра III на улицу. Ну что же, я, конечно, ничего не имел бы против Вот какие бывают скандалы, т. е. могут быть. Я рад, ибо в душе – скандалист, да и на деле, впрочем…»

А уже 22 ноября (5 декабря ) 1911 года Валентина Серова не станет. Он умрет от сердечного приступа, собираясь на сеанс к очередному заказчику, нагнувшись завязать ботинок. Художнику было 44 года.

Его смерть станет неожиданностью для всех. Константин Коровин откажется от празднования своего 50-летия. А большая семья художника окажется в сложном финансовом положении. И тогда друзья, ещё недавно ругавшие его картину, вновь объединятся – создадут фонд помощи семье Серова, организуют его посмертную выставку. И только на этой выставке станет понятен масштаб художника.

Мы в ТГ https://t.me/fact_historic

7(19) января 1865 года родился художник, которого друзья звали..0

Источник

Загрузка ...