Огюстен Лесаж и его «духовный» шедевр для Международного института метапсихики
В феврале 1927 года в Париже неграмотный шахтёр Огюстен Лесаж завершил большую символистскую картину, которую представил на исследование Международного института метапсихики. По его собственным словам, каждую кисть и каждый штрих ему велели наносить духи давно ушедших художников — среди них он называл Рембрандта и Рафаэля.
Сам институт был основан группой учёных-скептиков, стремившихся проверить подлинность спиритических объявлений и медиумных «посланий». Экспертиза показала, что Лесаж, действительно не имея формального художественного образования, использовал сложные композиционные приёмы и необычные цветовые сочетания, ранее ему незнакомые. Это породило жаркие споры: одни называли картину подлинным проявлением «духовного письма», другие — мастерски инсценированной «самообманной» автоматической живописью.
После выставки полотно Лесажа принесло ему известность в узких кругах оккультных и художественных салонов и стало одним из первых примеров так называемого «спиритического», или «духовного», изобразительного искусства XX века. Сам Лесаж продолжал работать в шахте до начала 1930-х, но каждую свободную минуту посвящал автографическому письму, уверяя, что его руку ведут «видимые невидимые» наставники.