Питание русских крестьян в XVI веке характеризовалось скромностью и простотой. В русской кухне основное место занимали мучные изделия и зерновые блюда, с ржаным хлебом в качестве главного продукта. Овес также использовался для каш и лепешек, в то время как пшеничный хлеб встречался лишь в богатых домах, так как пшеница требовала теплого климата и плодородной земли для хорошего урожая.
Поговорка «Щи да каша — пища наша» подтверждается в памятнике русской литературы XVI века «Домострой», который содержит советы по питанию. В постные дни рекомендовали готовить щи и кашу из ржи, а в качестве дополнений использовали горох, репу и сушеную рыбу. На ужин подавали жидкие блюда, такие как капустные щи и ботвинья, а в скоромные дни добавляли мясо и молочные продукты. Праздничные дни позволяли разнообразить рацион пирогами, блинами и овощами.
Хотя «Домострой» в основном отражал мнение зажиточных людей, многие крестьянские семьи не могли позволить себе такое питание. Европейцы, посетившие Русское государство в XVI веке, заметили, что местные жители использовали меньше пряностей, полагаясь на соль, горчицу и чеснок. Даниил Принц, прибывший с посольством в 1575 году, отметил, что в России блюда готовили иначе и приправляли в основном чесноком и луком. Среди напитков упоминались мед и квас.
Климент Адамс описывал, как местные жители с удовольствием ели кашу из толокна, а Паоло Кампани выделял простоту и скудность пищи, которая постоянно включала лук и капусту. Питание русского крестьянина в XVI веке в целом напоминало рацион европейского крестьянина, с акцентом на простоту и ограниченное разнообразие. Мясо употреблялось реже, чем в городах, а рыба была важным продуктом, особенно для прибрежных жителей.
Европейская кухня отличалась большим количеством приправ и специй, а также употреблением растений и видов мяса, не встречавшихся в России. Несмотря на разнообразие упоминаемых продуктов, не все крестьяне могли их использовать. Например, в новгородских записях видно, что продукты животноводства не были основным источником дохода для крестьян.
В «Домострое» также упоминается, что крестьянские семьи иногда ограничивали потребление зерна. Например, коровам давали сено, а сначала кормили скот, а затем заботились о себе. Даниил Принц заметил, что бедные крестьяне редко ели мясо и часто довольствовались черным хлебом. Низкие доходы и налоги также сказывались на питании. Посты строго соблюдались, и в определенные дни мясо ели только по субботам.
Недостаток урожая, природные бедствия и эпидемии приводили к голоду. Иностранцы отмечали, что в голодные годы люди употребляли заменители хлеба, такие как корни вехки и сосновую кору. Во время голода многие использовали солому и сушеные травы для выпечки хлеба.
Крестьяне также добавляли различные травы и кору в тесто при нехватке зерна. В северных регионах в муку подмешивали крапиву и другие растения. Эти традиции питания зависели от природных условий, и местные ресурсы использовались для получения продуктов.
Таким образом, в XVI веке питание русского крестьянина основывалось на растительных продуктах, в основном зерновых, с ограниченным употреблением мяса и молока. В голодные годы крестьяне восполняли недостаток пищи дикорастущими растениями. Многие из этих растений уже не используются в традиционном питании, но сохранились в народной памяти.