«Погром на Манежке: как футбол превратился в хаос»
9 июня 2002 года на Манежной площади в Москве произошли массовые беспорядки после проигрыша сборной России Японии на чемпионате мира. По мнению правоохранительных органов, толпу спровоцировал рекламный ролик компании «Атор», в котором демонстрировалась сцена вандализма из фильма «Большой Лебовски», где мужчина разбивает автомобиль.
Перед матчем свободно продавалось спиртное, и к моменту финального свистка на площади собралось около 15 тысяч человек. Вскоре после начала беспорядков толпа начала бросать стеклянные бутылки в экран, что привело к разрушению витрин гостиницы «Москва». Видя свою безнаказанность, фанаты стали громить и другие магазины, переворачивать и поджигать автомобили.
Согласно свидетельствам, милиция появилась на месте событий слабо подготовленной: один автобус ОМОНа не смог остановить разгоревшийся хаос. Очевидцы описывают сцену, где молодые люди, находясь под воздействием алкоголя, начали драться и громить всё вокруг. В результате погромов пострадали 79 человек, 49 из которых были госпитализированы. Один из них, 17-летний Андрей Тружеников, был смертельно ранен ножом.
Фотограф Александр Гердо вспоминает: «Милиция появилась сразу, но их было слишком мало. Один автобус ОМОНа не мог справиться с толпой. Я видел, как избивали людей на земле, и сам вмешивался, чтобы спасти одного из них».
После этих событий власти попытались переложить ответственность на футбольных хулиганов, однако многие лидеры фан-движений не имели отношения к погромам. В итоге массовые беспорядки стали важным событием в истории России и привели к принятию законопроекта о борьбе с экстремизмом в Госдуме.