Свадебные традиции на Руси всегда отличались оригинальностью. Причудливое переплетение языческих обрядов и христианских обычаев в русских деревнях, позволило появиться множеству интересных явлений, о которых большинство современных людей никогда не слышали.
Мы привыкли к главенствующей роли мужчины в браке и уверены, что так было всегда. Жених засылал сватов или сам приходил к родителям невесты свататься, прихватив в собой друзей и подарки. В таком случае, после свадьбы, молодая жена отправлялась в дом к своему супругу. Как говорится: «Ваш товар — наш купец».
Но еще 100 лет назад все было гораздо демократичнее. Если жених был небогат, но брак должен был состояться, все могло произойти с точностью до наоборот. Сватов засылали родители невесты, а парень, если вопрос решался положительно, с приданым отправлялся в дом жены. В этом случае мужа называли несколько пренебрежительно — «примаком» и в доме супруги он был несколько ограничен в правах.
В древности на Руси относились к браку серьезно, а к жениху и невесте — с уважением. До принятия христианства, у большинства славянских народов обоюдное желание парня и девушки соединить себя узами брака являлось основным поводом для свадьбы. Тем не менее, это обстоятельство не мешало существованию такого интересного обычая как «умыкание» невесты.
Несмотря на то, что со стороны этот обычай напоминал знаменитую кражу невесты у народов Кавказа, он был веселой и безобидной проделкой жениха и его друзей, которая совершалась только с согласия девушки. Упоминание об этой традиции встречается в «Повести временных лет». В своем труде монах Нестор писал, что невесту обычно похищали в период с середины весны, до середины лета, а точнее, начиная с праздника Лады, богини любви, и заканчивая Иваном Купалой.
Происходило все как будто случайно и для всех неожиданно. Девушка отправлялась в уединенное место, например к реке или в лес, где на нее «нападал» будущий супруг с лихими товарищами. Родители девушки знали о похищении и игра в умыкание становилось поводом для подготовке к свадьбе. Кстати, само понятие «играть свадьбу» связано именно с этим театрализованным похищением.
С приходом христианства умыкание начало постепенно терять свое значение и на большей части Руси полностью исчезло. Но есть информация, что кое-где невест продолжали красть до XV столетия. Церковь порицала эту языческую традицию и на всех участников действа накладывалась строгая епитимья.
С момента крещения Руси в 988 году, на смену языческим обрядам пришли христианские. Большую роль в устройстве брака начали играть родители жениха и невесты, а умыкание заменили сговором и помолвкой. Иногда договаривались родители жениха и невесты, абсолютно не интересуясь их мнением. К свадьбе относились как к сделке, в которой выгоду получали именно родственники.
После сговора жениху с невестой нельзя было видеться наедине, вести разговоры о предстоящей свадьбе и даже сообщать об этом событии кому-либо без ведома родных. Все вопросы решали родители, при этом согласно церковным и светским законам официально считалось, что брак — это исключительно добровольный союз.
Иногда брак по расчету приводил к трагедии — самоубийству жениха или невесты. В таких случаях церковь наказывала родителей епитимьей, а светская власть — денежным штрафом. Впервые этот порядок был утвержден Ярославом Мудрым в его своде законов «Русская Правда», который указывал привлекать к ответственности родных, если ребенок «что сотворит над собою».
Запрещено законом Ярослава было и отдавать девушек замуж без их желания, а также наоборот — препятствовать ее свободному волеизъявлению при выборе жениха. Но несмотря на штрафы, эти правила повсеместно нарушались и церковь, живущая от пожертвований прихожан, также была лояльна к нарушителям, а иногда и принимала их сторону. Уже к XIV столетию сговор родителей стал на Руси повсеместной свадебной традицией.
Молодежь не всегда безропотно принимала решение родственников. Случалось, что юноши и девушки убегали из отчего дома, чтобы самостоятельно вершить свою судьбу. В таком случае практиковалось быстрое венчание с любимым человеком у незнакомого священника и возвращение домой с повинной, чтобы получить от родителей благословение задним числом.
Такой брак назывался «самокруткой» и осуждался в обществе. Но многое зависело в решении проблемы от родителей. Они могли как простить молодоженов и согласившись с их решением, так и прогнать их прочь. В первом случае все оставались довольны и общество принимало супругов, во втором — им приходилось уходить из родных мест и начинать новую жизнь на чужбине. Бывало и так, что родители парня прощали его поступок, а отец и мать девушки оставались непреклонны. Доходило до того, что от дочери, опозорившей своим самоуправством семью, отказывались и более о ней не вспоминали.