🇷🇺💒🇺🇦☦🙏 СТРАСТИ ЦЕРКОВНЫЕ
Украинская Православная Церковь(УПЦ) подписала себе смертный приговор, но патриарх может спасти верных.
У Патриарха Московского и всея Руси Кирилла остаются все возможности принять под свой омофор не отрекшихся от Русской церкви на Украине!
27 мая 2022 года архиерейский собор Украинской православной церкви Московского патриархата заявил об административном разрыве с Московским патриархатом. По сути, самочинно объявлена автокефалия УПЦ, хотя сформулировано это греческое понятие лукаво по-украински: самостийность.
Судя по опросам на православных сайтах Украины, подавляющее большинство верующих не поддерживает решение собора, который был созван столь спешно (за пару – нет, не дней даже, а часов!), что можно волне назвать его тайным. Тайным от тех же верующих. И у патриарха Московского есть все возможности поддержать верных, не согласных идти в очередной украинский раскол.
УПЦ имеет все шансы обрести статус раскола, поскольку преступила целый ряд канонических условий предоставления самостоятельности (которые сама же УПЦ лет двадцать упорно перечисляла в качестве аргументов невозможности обретения автокефалии). Главное – автокефалия не провозглашается самочинно. Она предоставляется т. н. кириархальной («материнской») церковью, если такая поместная православная церковь существует. У УПЦ это Московский патриархат.
При этом материнская церковь дарует самостоятельность лишь своей «цветущей ветви». Можно ли назвать положение, в котором сегодня находится УПЦ на Украине, цветущим? Это вопрос к её иерархам, которые в том же Постановлении архиерейского собора от 17 мая справедливо жалуются на всевозможные, мягко говоря, притеснения.
Важнейшее условие – автокефалия не может провозглашаться в ущерб принципу соборности и единства Церкви. Однако мало того, что Архиерейский собор обосновывает необходимость самостоятельности несогласием со своим пока ещё патриархом (какая уж тут соборность!), но и сам закладывает неизбежный раскол УПЦ ровно по линии фронта (которая, кстати, имеет тенденцию к продвижению на север и запад канонической территории УПЦ).
Оставим пока в стороне остальные, в большей степени технические, условия автокефалии. И хотя они канонами не утверждены, вышеперечисленного вполне достаточно, чтобы крепко усомниться в каноничности УПЦ после 27 мая 2022 года.
Впрочем, формулировка из постановления («Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви») оставляет возможность надеяться, что характер этих изменений окажется не столь революционным, как звучит в постановлении. Да и изменения эти, в свою очередь, должны быть утверждены «поместным» собором УПЦ. А его созыв можно оттягивать до того часа, когда «либо падишах помрет, либо ишак сдохнет», из-за того, что участники собора находятся по разные стороны непреодолимой линии соприкосновения. Отметим лишь, что «абсолютно самостоятельной и независимой» спикеры УПЦ (МП) называют данную структуру все 30 лет её существования, пользуясь двусмысленностью положений грамоты покойного патриарха Московского Алексия, выданной тогдашнему митрополиту Киевскому Филарету.
Ещё более туманно: «Собор имел размышления о возобновлении мировоззрения в Украинской Православной Церкви». То есть о сроках начала самостоятельного варения святого мира (один из главных признаков автокефалии) речь не идёт. «Может быть, когда-нибудь, а может, и никогда».
Тем не менее всё это, наряду с «верноподданническими» определениями собора о «военной агрессии России», говорит о том, что УПЦ отрекается от положения последнего и единственного института на территории нынешней Украины, который цивилизационно связывает Малую Русь («откуда есть пошла Земля Русская»), Мать городов русских (где ещё в средние века прозвучало из уст святителя сочетание «Русский мир») со всем Русским миром. Что ж, свято место пусто не бывает. Теперь такой институт – Вооружённые силы Российской Федерации. А попечение над чадами архипастыря Онуфрия (Березовского) перехватывает архистратиг Сергий Шойгу.
Однако и у патриарха Кирилла остаются все возможности принять под свой омофор не отрекшихся от Русской церкви на Украине. Для этого нужно всего лишь объявить, что все общины, монастыри и епархии, несогласные с антиканоническим самовольным решением новых раскольников, могут перейти под непосредственное (ставропигиальное) управление своего канонического Великого господина и отца – Московского патриарха. К этому – в случае объявления полной самостоятельности УПЦ – призывал ещё в преддверии «оранжевого майдана» прозорливый старец Зосима (Сокур).
Таким образом, 27 мая 2022 года УПЦ сама себе подписала смертный приговор, ускорив развязку.
Смерть «украинского православия» была предрешена не 24 февраля, когда УПЦ в извечной борьбе между Светом и тьмой приняла сторону тьмы. Проще говоря, став, наряду с марионеточным государством Украина, орудием «общечеловеческой цивилизации» против православного Катехона (не зря же в офисе президента Зеленского прошедший собор уже назван «огромным тектоническим событием, мега- и метаисторическим»).
И не в евромайданном 2013 году пошёл обратный отсчёт для УПЦ, когда тогдашний митрополит Киевский Владимир повел паству в Содом, благословив ассоциацию Украины с ЕС. Смерть УПЦ была предрешена тогда, когда стала она украинской не по месту, а по сути. Когда взялась обслуживать изначально антиправославную государственную идеологию. Отец и создатель УПЦ Филарет Денисенко эти основы заложил, а отцы Харьковского собора (30-летие которого пришлось ровно на 27 мая 2022 года) удостоверили верность избранному их недавним предстоятелем кредо. 27 мая 1992 года собор докладывал президенту Кравчуку: «Мы не только единогласно одобряем и поддерживаем устремление Украинской православной паствы к полной независимости, то есть канонической автокефалии».
Иначе и быть не могло. Православие украинским быть не может, но УПЦ выбрала именно это – детище римокатоликов, униатов и богоборцев столетней давности.
Теперь внутреннего раскола и в УПЦ не избежать – разделения между православными Украины (или бывшей Украины) и «православными» украинцами. Понятно, что свободное волеизъявление на предмет патриаршей ставропигии возможно ныне только на освобождённых от украинства территориях. И что-то подсказывает, что православные Тавриды, Донбасса, Причерноморья и прочих «возвращающихся в родную гавань» частей Новороссии, а также Слобожанщины очень скоро воспользуются возможностью избавиться от приставки «украинская» в самом главном для них. Да ещё поинтересуются на собраниях своих общин и епархий, как именно их правящие архиереи голосовали на соборе 27 мая. Судьбу изгнанного из Москвы предстоятеля Русской церкви Исидора – участника позорного Флорентийского собора 1439 года – сегодня могут повторить многие иерархи Новороссии.
Впрочем, источники сообщают, что голоса епископов, выступавших против разрыва с патриархом, были проигнорированы, и это лишний раз ставит под сомнение легитимность решений собора.
«Украинская православная церковь находится в очень тяжелом положении и испытывает давление со всех сторон: со стороны властей, раскольников, националистически настроенных представителей определённой части общественности, со стороны средств массовой информации», – попытался объяснить поведение священноначалия УПЦ официальный представитель Русской православной церкви Владимир Легойда. Отсюда вопрос: могли ли в такой ситуации быть другими решения архиерейского собора УПЦ и собрания верующих, которое, собственно, и «инициировало» данные решения? Самый простой ответ: а нельзя ли было вообще не созывать это собрание, мотивируя это недостаточной безопасностью его участников, представляющих «территории, оккупированные агрессором»? А по большому счёту не сама ли УПЦ своими многолетними потаканиями государственной русофобии загнала себя в то положение, когда уже не могла поступить иначе. Не избавил бы Глава Церкви одну из её частей от подобного выбора, будь она ему во всём и до конца верна?
АЛЕКСАНДР МОСКАЛЕНКО
P.S. А может, мудрый Онуфрий и рассудительный Антоний решили таким образом сами радикально ускорить неизбежную кончину этой становящейся излишней организации? Принеся себя в жертву на поругание, но сохранив для будущего Русской церкви её же лавры, святыни и здравие верных? Однако сохранят ли они для Неба души тех, кто доверился им сейчас?
***
Украинская церковь отделилась от русской?
Конечно, нет.
То, что произошло сегодня в Киеве — я о частичном Соборе УПЦ (частичном, потому что многих епархий Украинской Церкви, — например, Луганской, (про дончан и крымчан просто не знаю,на нём не было) -это похоже на отчаянную попытку спасти гонимую Церковь от пресса репрессивной фашистской государственной машины.
Прочтите постановление Собора:
https://news.church.ua/2022/05/27/postanova-soboru-ukrajinskoji-pravoslavnoji-cerkvi-vid-27-travnya-2022-roku/
Прочтите слово митрополита Онуфрия на открытии совещания и увидьте: Церковь кричит о гонениях на неё не со стороны России, а со стороны киевских властей, Церковь плачет о расколе, учиненном этими властями и о погибающих без благодати Святого Духа (потому что в лже-церкви её нет) людях.
Церковь говорит об оказанной Ею помощи военным и беженцам, а знающие знают, что Украинская Церковь помогает всем жертвам этой гражданской войны уже 8 лет — с обеих сторон фронта, — потому что Церковь иначе не может.
И перечисляет огромные объёмы помощи митрополит Онуфрий, скорее всего, для того, чтобы это услышали киевские власти, которые не хотят этого видеть и требуют обобрать, национализировать Церковь под надуманными предлогами. В Раде уже лежит соответствующий закон.
Как это напоминает советский Декрет об изъятии Церковных ценностей, 100 лет которому мы только что отметили: тогда Ленин, насочиняв и впрыснув в мозги людям фейки о Церкви (всё как сейчас), под предлогом голода в Поволжье обчистил Церковь. Обобрал Церковь, которая как никто помогала голодающим!!!
Вот именно этого сценария сейчас и хочет избежать митрополит Онуфрий.
Верю, что он спасает Церковь, а не предает её.
Я не Бог весть какой аналитик. И говорю моё личное ощущение. Могу ошибаться, но что-то чую сердцем. Потому что немного знаю некоторых из людей, что собрались на этом совещании сегодня.
Это люди святой жизни, чистого, ясного ума и абсолютной преданности Богу.
Они устояли во Христе под напором тяжелейших гонений на Церковь последних 30-ти лет. И особенно, последние 8. Некоторых из них даже травили и убивали.
Выжили.
Эти люди прекрасно знают каноны и что они не могут сами отделиться или присоединиться куда-либо.
Украинская Церковь — и так абсолютно самостоятельна. И фраза «заявляем о полной самостоятельности» — ну так они просто подтверждают и так то, что есть. Подтверждают для тех, кто сейчас может одним росчерком уничтожить огромную цветущую и ненавистную им Церковь. Это киевский зверь- дьявол, воссевший на майдане.
В Киеве в эти дни не только Престол Божий, но и престол сатаны.
Подите поживите в городе, где престол сатаны. Это ужас. А они живут. И перед Богом живут.
И не смущайтесь фразами из постановления Собора об осуждении вторжения России и даже о несогласии с мнением Патриарха -мне они очень не нравятся, некоторые украинские епископы даже под пулями сейчас открыто подтверждают преданность и поддержку Патриарху.
Но верю, что эти фразы написаны не отцами этого собрания, Церковь они смущают, но не раскалывают. Но зато, возможно, сохранят Её для людей. А если этот шанс есть, то его надо использовать.
Сохранятся исповедь и причастие. Их благодатная сила. Сохранится священство, мудрость, таинства — всё то, что и есть Церковь. Всё то, что не может убить её уже 2 тысячи лет.
Митрополит Онуфрий мне напомнил сегодня другого митрополита — Сергия (Страгородского).
В 27-ом году, Сергий написал декларацию в которой поддержал советскую власть. Аккуратнее говоря, он признался в любви к Родине и призвал всех к тому же. А Родина спустя десять лет после революции всё же уже свыклась с советской властью.
Сергию этого многие не простили, поминать в молитвах некоторые перестали. Но Сергий сохранил этим Церковь для людей. И перед Правдой не погрешил.
В пору тех волнений Сергий сказал слова, которые, наверно, вспоминал и Блаженнейший Онуфрий сегодня: «Пусть погибнет моё имя в истории, лишь бы Церковь была жива».
БОРИС КОРЧЕВНИКОВ
***
Опубликовано решение Священного Синода Русской Православной Церкви относительно Киевского собора 27 мая. Прочитать его можно по ссылке ниже. На что бы хотелось обратить внимание:
1. Синод не принял и не утвердил решений Киевского собора УПЦ. Но и не осудил их, а отложил рассмотрение по существу на более поздний срок, сославшись на то, что они «нуждаются в изучении в установленном порядке на предмет их соответствия Грамоте 1990 г. и Уставу Русской Православной Церкви, согласно которому таковые дополнения и изменения должны быть представлены на одобрение Патриарху Московскому и всея Руси». Таким образом указано, что внесённые собором УПЦ изменения не могут считаться вступившими в законную силу, чем поддерживаются те, кто уже публично отказался признавать их из числа духовенства УПЦ.
2. Синод не признал автокефального статуса («полной независимости») УПЦ, констатировав, что «статус Украинской Православной Церкви определен Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года». Никаких изменений в её статусе Русская Церковь не признаёт.
3. Не осуждая конкретных нарушителей, Синод, тем не менее, осудил практику прекращения поминовения Патриарха в ряде украинских епархий как нарушение 15 правила Двукратного собора. Тем самым окончательно закрывается тема для спекуляций в духе «сам патриарх благословил его не поминать». И уже вполне недвусмысленно даётся намёк на обвинение в расколе (поскольку именно об этом говорит 15-е правило).
4. Указав на беспрецедентное давление на УПЦ «со стороны представителей раскольнических структур, местных властей, средств массовой информации, экстремистских организаций и националистически настроенной части общественности» Синод тем самым продемонстрировал понимание того, что Киевский собор происходил отнюдь не в благоприятной и свободной обстановке.
5. Синод опроверг спекуляции и клевету о том, что будто бы патриарх не заботится об украинской пастве, благословляет убийства мирных жителей и тому подобное, подчеркнув, что «Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глубоко сопереживая всем, кого коснулась беда, неоднократно призывал сделать всё возможное, чтобы избежать жертв среди мирных жителей, а всех членов Русской Православной Церкви — сугубо молиться о скорейшем восстановлении мира и оказывать всемерную помощь всем пострадавшим, включая беженцев».
Коротко говоря, рассмотрение по существу произошедшего в Киеве 27 мая отложено на будущее. Русская Церковь взяла паузу, чтобы вынести суждение о вопросе в более благоприятной обстановке. И, может быть, чтобы дать время новым автокефалистам одуматься. Воспользуются ли они этим шансом, — скоро станет видно.
ОЛЬГА КАРЛЫШЕВА
#_Православие.ru