Ад на гравюрах Доре.
Известный живописец, иллюстратор и гравер — Гюстав Доре, чей талант блестяще проявился во всех видах изобразительного искусства, приглянулся нам своими иллюстрациями к Аду из «Божественной комедии» Данте. И мы спешим разделить с вами эту «неземную» радость.
Гюстав, как преданный сын идей романтизма, проповедует шаржи, гиперболы, оксюмороны и метафоры, как единственно верную образно-художественную религию. В этом его трудно не поддержать, ведь образы Дантевской комедии — это торжество гротеска над нормой и спокойствием. Идея новой образности, ориентированной на свободное мышление, отстранение от канонов и правил берет свое начало еще в далеком XVIII веке в трудах и днях Йенских романтиков. Там юные мыслители, начитавшись Гете и таинственных историй из германского фольклора сформулировали свой веский ответ опостылевшему академизму. Романтизм располагает к некому бунту и мятежу в плане форм и проявлений.
Но не стоит путать этот революционный пафос с напыщенной манерностью и кривлянием. В отличии от того же Гольциуса и его нарочито помпезных иллюстраций в стиле маньеризм — Доре знает чувство меры и делает все достойно, без лишнего пафоса. Тут нет огромного количества драпировок, деталей и иных отвлекающих от основной идеи помех, Доре передает атмосферу и настроение за счет и эмоциональных, проникновенных образов, а также тонкой и умелой игры со светом и тенью. Он нарочно затемняет фон, выделяя светом центральные образы, обращая тем самым взор зрителя на нужные ему части композиционного ансамбля.
В целом, можно смело сказать, что «Божественная комедия» в исполнении Доре — одна из самых удачных и несомненно достойных внимания оформлений поэмы Данте.






