Двадцать седьмого июля 2002 года тяжелый истребитель Су-27УБ ВВС Украины врезался в толпу зрителей на аэродроме Скнилов под Львовом.
Взрыв заправленного тридцатитонного самолета унес жизни 77 человек, в том числе 28 детей. Более 500 человек получили ожоги и ранения. Эта трагедия выявила ряд недостатков в организации публичных демонстрационных полетов в Украине. Пять человек были приговорены к тюремным срокам и крупным денежным штрафам — не только пилоты злополучного Су-27УБ, но и их командиры. Катастрофа в Скнилове поставила жирный крест на будущем авиашоу в Украине — они не проводились там с 27 июля 2002 года.
Двухместный учебно-боевой истребитель, пилотируемый пилотами 14-го авиакорпуса ВВС Украины Владимиром Топонарем (общий налет 1900 часов) и Юрием Егоровым (2000 часов), взлетел в 12:41 по местному времени. Набрав высоту, машина выполнила «крен бочкой» и перешла в крутое пикирование, снижаясь к аэродрому. В какой-то момент самолет сильно «просел» к земле, и разворот вниз превратился в неконтролируемое падение. Пилоты попытались вывести машину, но истребитель врезался в дерево, ударился одним крылом о бетон, а другим — о стоящий на поле Ил-76. Пилотам удалось катапультироваться, и неуправляемый самолет врезался в землю и взорвался в толпе зрителей. Полет продолжался всего четыре минуты — бортовой самописец отключился в 12:45, на 18-й секунде.
Сразу после трагедии президент Леонид Кучма возложил всю вину на военных и отправил в отставку главнокомандующего военно-воздушными силами Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. И уже на следующий день Генеральная прокуратура выступила с официальным заявлением, согласно которому причинами катастрофы стали серьезные просчеты в организации, подготовке и осуществлении полетов в Военно-воздушных силах и, в частности, в организации демонстраций во Львове. 6 сентября того же года были оглашены результаты расследования комиссии Министерства обороны Украины. Причинами крушения самолета были названы «отклонение экипажа от полетного задания и ошибка в пилотировании Су-27».
Материалы были переданы в суд 24 июля 2005 года. Владимир Топонарь был приговорен к 14 годам лишения свободы и штрафу в размере 7,2 миллиона гривен (освобожден через 11 лет), второй пилот Юрий Егоров получил 8 лет лишения свободы и штраф в размере 150 тысяч гривен (был освобожден через 2,5 года). Анатолий Третьяков, заместитель командира 14-го авиационного корпуса (6 лет), Юрий Яцюк, заместитель руководителя полетов (6 лет) и Анатолий Лукиных, начальник службы безопасности полетов авиационного корпуса (4 года), получили тюремные сроки и штрафы. Уголовные дела были также возбуждены в отношении четырех генералов, но 11 июня 2008 года Апелляционный суд Киева оправдал их.
Никто из обвиняемых не признал себя виновным. Пилоты оправдывались тем, что полетное задание было невыполнимым — полетные карты были составлены с ошибками. В частности, на них была неправильно обозначена зона для зрителей. По словам пилотов, они «потерялись» в воздухе после первой «бочки», что, собственно, подтверждает запись «черного ящика». На ней слышно, как экипаж ругается, пытаясь сообразить, где находятся зрители и в какую сторону вести самолет. Многие эксперты уверены, что пилотов сделали «экстремалами». За день до авиашоу они должны были провести тренировочный полет, осмотреть местность и запомнить ориентиры. Однако им не разрешили этого сделать: очевидно, командование экономило топливо. Кроме того, организаторы авиашоу разместили зрительские трибуны слишком близко к аэродрому, что, согласно всем международным стандартам, является не просто нарушением, а преступлением.
До трагедии в Скнилове самым серьезным инцидентом на авиашоу были печально известные события на базе ВВС США Рамштайн в Германии 28 августа 1988 года. Напомним, что во время выступления итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori три из десяти самолетов Aermacchi MB-339PAN столкнулись в воздухе. Одна машина упала прямо на зрителей. Погибли 70 человек, в том числе три пилота, и около 400 получили ранения. Причиной катастрофы стала ошибка одного из пилотов, который потерял ориентацию в пространстве и совершил незапланированный маневр.
Мы в ТГ https://t.me/fact_historic