Описываемые здесь события произошли после того, как 29 ноября 1947..

Описываемые здесь события произошли после того, как 29 ноября 1947 года ООН приняла план по разделу Палестины на арабское и еврейское государства, но до прекращения британского правления Палестиной и провозглашения государства Израиль (14 мая 1948 года). Согласно резолюции, Иерусалим с прилегающим к нему районом не должен был принадлежать ни одному из этих государств, а находиться под международным управлением. Дейр-Ясин, согласно плану ООН, входил в границы Иерусалимского района.

Арабские руководители, в том числе Лига арабских государств и палестинский Высший арабский совет, категорически отвергли план ООН по разделу Палестины и заявили, что приложат все усилия, чтобы помешать его реализации. Вялотекущие столкновения между еврейскими и арабскими военизированными группировками стали перерастать в полномасштабную войну. Планы арабов на первом этапе конфликта включали в себя недопущение создания еврейского государства, а с момента провозглашения независимости Израиля 14 мая 1948 года — его полное уничтожение («сбросить евреев в море») и раздел всей Палестины между Сирией, Трансиорданией и Египтом. Всего за четыре месяца после принятия резолюции ООН было убито 884 еврея.

Арабская освободительная армия (АОА), финансово поддерживаемая Лигой Арабских Государств, осуществляла атаки на еврейский транспорт на основных дорогах, пытаясь изолировать еврейские населённые пункты один от другого. АОА удалось захватить несколько стратегически значимых пунктов вдоль магистрали, соединяющей Тель-Авив и Иерусалим. Это был единственный путь, по которому могло осуществляться снабжение Западного Иерусалима, в котором в то время жило 16 % всех евреев Палестины. Из занятых ею пунктов АОА обстреливала еврейские транспортные колонны, направляющиеся в Иерусалим. В марте 1948 года сообщение между Западным Иерусалимом и остальными еврейскими поселениями прекратилось, и город оказался в блокаде.

Еврейские автоколонны с продовольствием для гражданского населения Иерусалима расстреливались в упор арабами из близлежащих деревень и отрядами АОА. В Иерусалиме наступил голод. Израильские источники описывают, что дорога на Иерусалим стала для осаждённых евреев «Дорогой Жизни».

В ответ Хагана начала операцию «Нахшон» с тем, чтобы снять арабскую блокаду Иерусалима. 6 апреля с целью овладеть стратегической позицией, находившейся в руках АОА, отряды Хаганы и её подразделения Пальмах атаковали деревню Аль-Кастал, расположенную в двух километрах к северу от Дейр-Ясина. А 9 апреля ревизионистские группировки Иргун и Лехи атаковали деревню Дейр-Ясин, находившуюся на западной окраине Иерусалима и блокировавшую дорогу к еврейским кварталам.

Деревня Дейр-Ясин была арабским населенным пунктом с населением в несколько сот человек. Все её жители были мусульманами, в ней было 144 дома.

В деревне проживало от 800 до 1000. Дейр-Ясин находился на высоте 800 м над уровнем моря на холме над шоссейной дорогой, связывающей Иерусалим и Тель-Авив. Деревня была относительно состоятельной благодаря добыче известняка из расположенных близ неё каменоломен и его обработке.

По одной версии, возможности контролировать дорогу или обстреливать её из деревни не было, по другой — деревня находилась на холме, который контролировал дорогу в Иерусалим. Так, согласно израильским истерикам в начале апреля из деревни были обстреляны Моца и еврейские транспортные средства, двигавшиеся по дороге Иерусалим — Тель-Авив.

Согласно одной части источников, жители деревни жили мирно с соседними еврейскими поселениями, особенно с жителями Гиват-Шауля, населенного религиозными евреями-ортодоксами и находившемся по другую сторону долины от Дейр-Ясина, и даже заключили между деревнями договор о ненападении и свободном проезде.

Согласно другой части источников, договор де-факто не выполнялся. Те же источники утверждают, что ещё 2 апреля из Дейр-Ясина начались обстрелы кварталов Бейт-а-Керем и Ефе-Ноф. Затем поступили разведывательные сообщения о строительстве в деревне укреплений, накапливании оружия и боеприпасов и появлении иракских боевиков. Также приводятся исследования арабского университета Бир-Зейт, которые показывают, что мужчины Дейр-Ясина участвовали в антиеврейских акциях. 8 апреля молодые люди из Дейр-Ясина принимали участие в защите деревни Аль-Кастал, атакованную израильским отрядом Хаганы за день до этого: имена нескольких жителей деревни имеются в списке раненых в результате боя в Аль-Кастал, составленном британской палестинской полицией.

Арабские боевики пытались основать в деревне лагерь, что привело к перестрелке с жителями Дейр-Ясина, в результате которой один из них погиб. Примерно 28 января 1948 года к деревне подошёл отряд «Армия Священной войны» численностью 400 человек под командованием Абд аль Кадира, который хотел завербовать в свой отряд жителей деревни. Однако старейшины деревни воспротивились этому плану, и отряд ушёл. В связи с этим, мухтар (староста деревни) был вызван для дачи объяснений в Верховный арабский комитет (ВАК) в Иерусалим. Его спросили, каковы отношения жителей деревни с евреями, мухтар ответил, что они живут с ними в мире. Против мухтара не было предпринято никаких мер и от него не потребовали разорвать мирное соглашение. 13 февраля в окрестностях деревни появилась вооружённая группа арабов, намеревавшаяся атаковать Гиват-Шауль, однако жители деревни её «отвадили», в результате чего члены группы перебили стадо деревенских овец. 16 марта ВАК послал в деревню делегацию с просьбой разместить в деревне группу сирийских и иракских добровольцев с целью её защиты. Боевики Иргуна заявляют, что во время атаки на деревню они видели по крайне мере двоих иностранных солдат.

То, что отношения между деревней и её еврейскими соседями были однозначно мирными, оспаривает Йехуда Лапидот, заместитель командира отряда Иргуна во время нападения на деревню. Он пишет, что между жителями Гиват-Шауля и Дейр-Ясина происходили эпизодические стычки, и что 3 апреля были выстрелы из деревни в сторону еврейских поселений Ефе-Ноф и Бейт-а-Керем. Он также пишет, что деревню защищало 100 вооружённых человек, что она была окружена защитными траншеями, что в деревне находились арабские и иракские боевики, и что вход в деревню защищал вооруженный отряд. Новый израильский историк Бенни Моррис пишет, что, возможно, несколько боевиков и было расквартировано в деревне, однако по его мнению однозначных доказательств этого в наличии нет.

Еврейские силы, атаковавшие деревню, состояли главным образом из членов двух подпольных боевых организаций — «Иргуна» и «Лехи», также известной как группа Штерна; принадлежавших к правому движению сионистов-ревизионистов. Другой группой, которая принимала участие в атаке, но в гораздо меньшем размере, были ударные отряды «Хаганы», связанные с левыми сионистами (МАПАЙ). В операции также участвовали отряды «Пальмах», которые оказывали содействия в атаках и зачистке некоторых деревенских домов, а также занимались эвакуацией раненых бойцов.

Согласно данным участников Хаганы, атакующие силы состояли примерно из 120 человек: 80 из Иргуна и 40 из Лехи. За несколько часов до проведения атаки 8 апреля они были собраны для инструктажа. Члены организации «Борцов за независимость» были собраны в поселении Эц-Хаим, а члены Иргуна в Гиват-Шауле. Лапидот пишет, что настроение на собрании членов Иргуна было праздничным. Это был первый раз, когда такое большое количество боевиков-подпольщиков встретилось открыто, и проведение ими совместной акции усиливало в них чувство солидарности. Дабы отразить это чувство, они выбрали пароль «Ахдут Лохемет» («Боевое единство»), — это будет фраза, которая оповестит о начале атаки. По словам Лапидота, на инструктаже командир Иерусалимского отделения Иргуна Мордехай Раанан подчеркнул, что женщинам, детям и старикам не должен причиняться вред и что жители должны были быть предупреждены при помощи громкоговорителя, чтобы дать жителям возможность покинуть деревню. Для этой цели должна оставаться свободной дорога на Эйн-Керем.

После инструктажа боевики разошлись по намеченным позициям. Отряд Лехи приближался к Дейр-Ясину со стороны Гиват-Шауля, в то время как один из отрядов Иргуна приближался к деревне с востока, а другой с юга. Несмотря на свою уверенность, боевики были, согласно всем отзывам, не обучены, плохо подготовлены и неопытны. Громкоговоритель, с помощью которого предполагалось убедить жителей покинуть деревню, был не исправен и плохо работал, к тому же грузовик, на котором он был расположен, попал в канаву и застрял за пределами деревни.

В 4 часа 45 минут утра часовой в деревне заметил нападавших. Он крикнул по-арабски «Махмуд!», но одному из боевиков Иргуна показалось, что он сказал «Ахдут». Он ответил отзывом на пароль — «Лохемет!», и арабы открыли огонь.

Командиры Иргуна и Лехи полагали, что жители деревни её покинут, спасаясь бегством, однако нападение встретило сопротивление. По мнению Гелбера, жители деревни не осознавали, что целью атакующих был её захват, и полагали, что это всего лишь налёт, в результате чего они не спаслись бегством, когда у них ещё был такой шанс. Снайперский огонь защитников с высоких точек, особенно из дома мухтара, успешно сдерживал атаку. У атакующих не было опыта атаки на арабскую деревню, и они были плохо вооружены. Они прибегли к штурмовой тактике захвата домов один за другим. Перед заходом в дом в окно и в дверь бросали гранаты, по две гранаты на дом, согласно приказу командира Иргуна Бенциона Коэна. Эзра Яхин, участник нападения, вспоминал: «Чтобы овладеть домом, нужно было либо бросить гранату, либо вести огонь. Кто по глупости открыл бы дверь, тот был бы тут же убит, иногда мужчинами, одетыми в женскую одежду».

Силы Лехи продвигались медленно, занимая дом за домом. Оружие выходило из строя, некоторые из боевиков не выдергивали чеку, кидая гранаты, а командир отряда Лехи Амос Кейнан был ранен собственными людьми. В то же время боевики Иргуна на другой стороне деревни также испытывали трудности. Около 7 часов утра командиры Иргуна, деморализованные сопротивлением арабов и своими растущими потерями, передали отряду Лехи сообщение, что ими рассматривается возможность отступления. В ответ на это из Лехи было послано сообщение, что они уже в деревне и ожидают скорой победы. Большое количество раненых представляло собой проблему. Были вызваны машины скорой помощи со станций Красного Маген Давида. Боевики брали кровати из домов и снимали двери с петель, укладывали на них раненых и велели жителям деревни переносить их к машинам скорой помощи. Они полагали, что снайперы не будут стрелять по своим односельчанам, но согласно Мильштейну, «арабы стреляли и ранили нескольких „носильщиков“».

Иргун организовал подвоз взрывчатки с базы в Гиват Шауле и начал с её помощью захватывать дома. В ряде случаев в результате силы взрыва разрушались целые части дома, хороня под собой его защитников и находящихся в доме гражданских лиц. Согласно Мильштейну, имеются как минимум два свидетельства членов Хаганы, находившихся на месте событий, о том, что боевики Лехи использовали громкоговоритель с целью убедить жителей сдаться. Около ста жителей было взято в плен к концу дня. Примерно в 10 утра прибыл отряд Пальмаха с броневиком и двухдюймовым минометом. С помощью трёх выстрелов из миномета были нейтрализованы снайперы, ведшие огонь из дома мухтара. Офицер Лехи Давид Готлиб сказал, что Пальмах завершил «в течение часа то, что мы не могли довести до конца в течение нескольких часов». Бой прекратился примерно в 11 утра.

Меир Паиль пишет, что религиозные евреи-ортодоксы из Гиват-Шауля пришли на помощь жителям Дейр-Ясина примерно в 2 часа дня и смогли остановить убийства:

«Толпа людей из Гиват-Шауля, многие из них религиозные и носящие пейсы, пришла в деревню и стала кричать «Газланим! Роцхим! (воры, убийцы (ивр.) У нас было соглашения с этой деревней! Она была тихой. За что вы их убиваете?». Они были хареди — ортодоксальные евреи. Это одна из самых лучших вещей, которую я могу сказать про евреев хареди. Эти люди из Гиват Шауля постепенно подошли к деревне и вошли в неё, и у людей Лехи и Иргуна не было выбора, они должны были остановиться. Это было примерно в 2 или 3 часа дня. После этого Лехи и Иргун собрали 250 человек в здании школы. Они стали обсуждать, что дальше с ними делать. Было много крика. Отщепенцы кричали: «Давайте взорвем школу со всеми, кто там!», а люди из Гиват Шауля кричали: «Воры и убийцы, не делайте этого!», и так далее. В конце они посадили пленников, находившихся в школе, в 4 грузовика и отвезли их в арабский квартал Иерусалима у Дамасских ворот. Я ушёл после того, как уехал последний грузовик. Это было в пятницу, а время было 4 или 5 часов дня, поскольку религиозные жители Гиват Шауля стали уходить готовиться к Шабату.»

В Дейр-Ясин погибло по разным оценкам от 107 до 254 человек.

Отряды нападавших понесли потери 5 человек убитыми и 50 человек ранеными при общей численности 132 человека.

Через несколько дней, 13 апреля, арабские боевики устроили кровавую бойню раненых и медицинского персонала при атаке на медицинский конвой, направлявшийся в больницу Хадассы. Во время данной террористической акции были убиты 79 евреев, 20 из них — женщины. Часть из них была заживо сожжена в машинах скорой помощи и других транспортных средствах. Тела погибших были настолько обожжены, что только 31 из них опознан. Не опознанные останки погибших были похоронены в братской могиле на кладбище в Санедрии. Погиб также один британский солдат, убитый нападавшими арабами. Позже британские силы, применив тяжёлое оружие, разогнали нападавших, убив 15 из них. Каких-либо извинений с арабской стороны не последовало.

12 мая были расстреляны сдавшиеся в плен жители и защитники киббуца Кфар-Эцион, по свидетельству офицеров Иорданского Легиона — в отместку за Деир-Ясин.

Хасан Нусейба, бывший в 1948 году редактором новостей на арабском языке британской радиостанции в Палестине, рассказал в интервью телекомпании BBC о ситуации в освещении событий в Дейр-Ясине. Он рассказал, что спросил у Хусейна Халиди (секретаря ВАК), как ему освещать историю в Дейр-Ясине, на что Халиди ответил: «Нам надо извлечь из неё максимальную выгоду». Поэтому Нусейба и сообщил по радио об убийствах детей и изнасилованиях беременных женщин в Дейр-Ясине. В той же передаче, один из жителей деревни, Абу-Махмуд, рассказал, что жители тогда протестовали: «Мы им сказали, что никаких изнасилований не было». Халиди им ответил: «Нам это необходимо для того, чтобы арабские армии пришли и спасли нас от евреев».

Ларри Коллинз и Доминик Лапьер, писатели, известные по книге «Горит ли Париж?», в своей книге «О Иерусалим!» приводят свидетельства бывших жителей деревни, о том, что нападавшие творили ужасные зверства во время боя и после него . Они также утверждают, что часть людей, в том числе женщины и дети, были убиты уже после прекращения сопротивления защитников деревни. В этой книге описываются расстрелы безоружных людей, убийство беременных женщин, изнасилование подростков и женщин. Также утверждается о непрерывном грабеже и насилии.

Описываемые здесь  события произошли после того, как 29 ноября 1947..0

Источник

Загрузка ...