Плавучий вахтовый поселок «Белый пароход», стоянка Страхолесье, Зеленый мыс, УССР, 1987 год.
Летом 1986 года ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС жили в приспособленных условиях. Нормального жилья еще не было. Строительство временного поселка началось в Зеленом Мысе. Данный поселок — один из первых, возведенных для «ликвидаторов» после аварии. Состоял он в основном из жилых одно — и двухэтажных зданий конструкции БМЗ (быстромонтируемых зданий). Использовались также каркасные здания и речные дизель–электроходы.
Специалисты Укргипроречтранса в субподряде с институтом «Киев НИИ градостроительства» разработали проект плавучего вахтового поселка для «ликвидаторов» и строителей жилья для них. При оборудовании стоянки больших пассажирских теплоходов в районе Зеленого Мыса работало столько техники, что порой не сразу можно было понять, где от какого судна якорь. Предстояло по сути «насухо» выкопать как акваторию, так и причальные пирсы для 13 речных пассажирских дизель–электроходов, а также подходные каналы у пристани Страхолесье, подвести к судам необходимые коммуникационные сети.
То время было пиком борьбы с разрушенным реактором, и «ликвидаторам» потребовалось в Зеленом Мысе жилье надежное и более–менее удобное. Таким жильем стали теплоходы, бросившие якоря у новых причалов. Этот поселок назвали «Белый пароход».
На снимке: Дизель–электроходы на реке Припять в районе Чернобыля, стоянка Страхолесье, 1987 год. Корпуса судов и палубы обшиты защитной оболочкой. Суда использовались не только как плавобщежития, но и работали — они обеспечивали электроэнергией береговую инфраструктуру, поэтому и выбраны были выбраны для стоянки, а не обычные теплоходы. За первым судном (снизу) стоит танкер–бункеровщик, за четвертым — сухогрузные теплоходы типа СТ.
Практически вся техника, участвовавшая в ликвидации аварии, осталась там же, на зараженной территории. Но в Самаре есть пассажирское судно, которое избежало участи радиоактивного могильника и продолжает каждый год перевозить по Волге тысячи людей. О нем ниже.
В ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС кроме грузовых судов использовались пассажирские дизель–электроходы проекта 785: «Грузия», «Азербайджан», «Белоруссия», «Чайковский», «Россия», «Киргизия», «Карелия», «Эстония», «Таджикистан», «Узбекистан», «Туркменистан», «Радянський Союз» и «Т.Г. Шевченко». Эти суда работали в Волжском и Днепровском речных пароходствах.
9 октября 1989 года суда отправились обратно в порты приписки. Утепленная радиоактивная обшивка была демонтирована, в помещениях проведена дезактивация. Некоторые из судов дальше пределов «Зоны» не ушли и остались навсегда там. Как то грузовые суда типов «Окский» и «ГТ» (сухогрузные суда) и буксиры типа «БТ».
Из бывших на ликвидации судов, сейчас в работе остался дизель–электроход «Киргизия» — он работает на рынке речных круизов в Самаре под новым именем «Петр Алабин». «Эстония» также работавшая после Чернобыля в Самаре, в 2002 году работала в Москве, в 2003 переименована в «Киевскую Русь» и стоит в затоне под Москвой. «Узбекистан» переименован в «Коломенский штандарт» и работает как плавучее кафе в парке Коломенское, в Москве.
