Спарринг–партнёр, Туркмения, 1990 год.
К шестидесятым годам XX века и в СССР, и в США и техника, и тактика ВВС затачивались под высокоскоростной перехват высоколетящих целей, однако опыт воздушных боёв во Вьетнаме показал, что значение манеренного воздушного боя по–прежнему очень велико.
Практически одновременно, в 1968 году, в США и СССР стартовали программы подготовки лётного состава на основе боевого опыта, полученного в Юго–восточой Азии.
В США подготовкой пилотов занимались флотская «школа по отработке боевого применения истребителей», известная как «TOPGUN» а вовсе не («TOP GUN») и эскадрильи «Агрессоров» в ВВС, а в СССР была разработана программа «Кавказ» на базе 187–го истребительного авиаполка, дислоцировавшегося на аэродроме Мары в Туркмении.
Все учебные центры использовали лёгкие, маневренные самолёты, упор делался на высокоскоростные воздушные бои с высокими перегрузками на малых и сверхмалых высотах.
Первая группа лётчиков, подготовленных по программе «Кавказ» отправилась в 1970 году в Египет.
В 1971 года была создана отдельная 1521–я авиабаза ВВС первоочередной задачей которой была подготовка лётного состава фронтовой истребительной авиации к боевым действиям на Ближнем Востоке. В дальнейшем специалисты базы занимались проверкой боевой выучки истребительных эскадрилий ВВС. На вооружении центта подготовки и переучивания лётного состава стояли МиГ–21, Миг–23 а затем и МиГ–29.
Одной из проблем, с которой столкнулись при организации таких центров, было визуальное подобие самолётов тренирующихся и тренеров. В США эту проблему решили в лоб, окрашивая самолёты в камуфляж вероятного противника и нанося его опознавательные знаки. В СССР использовались некоторые элементы оформления, характерные для противника, такие как «акульи пасти». Также наносились эмблемы американских эскадрилий.