Стэнли Кубрик разговаривает с Киром Дулли на съемках 2001: Космическая одиссея, США, 1966 год.
Недавно нашли ранее утерянное интервью Кубрика, где он, в том числе, объясняет концовку «Одиссеи»:
«Люди интересуются значением последней сцены. Не могли бы вы ее объяснить?» — говорит Яои, обращаясь к Кубрику. После небольшой паузы тот ответил: «Я пытался избежать этого все время — с тех самых пор, как вышел фильм. Все потому, что когда озвучиваешь идеи вслух, они звучат глупо — их можно прочувствовать, когда они показаны на экране. Тем не менее я попытаюсь».
«Идея была в том, что мужчину забирают богоподобные существа, которые представляют собой чистую энергию и разум, они не имеют никакой формы, — объясняет режиссер. — Они помещают его в то, что можно назвать зоопарком для людей, и изучают его — в этой комнате проходит вся его жизнь, но течения времени он не чувствует. И они выбрали эту комнату, очень неточную копию французской архитектуры — нарочно неточную. Я предположил, что они примерно понимают, что человеку может казаться красивым, но понимают не до конца. Это похоже на то, как мы пытаемся воссоздать для животных их среду обитания в зоопарке, но не можем быть уверены в том, что все делаем правильно».
«В конце, как это бывает в мифах многих культур, он перерождается во что–то вроде сверхчеловека, сверхсущества. Он отправляется обратно на землю, и мы можем только предполагать, что произойдет дальше. Этот прием часто используется в мифологии, именно этого мы и добивались»